Права коллекторов — законодательные положения

В течение последних нескольких лет сегмент взыскания подвергся деструкции со стороны простых граждан, а также представителей власти. Многочисленные нарушения законодательства сотрудниками коллекторских агентств стали причиной серьезного пересмотра этой деятельности в целом.

В итоге, российские коллекторы работают только в рамках профильного закона, а обязанности по контролю за ними возложены на специальный отдел пи ФССП. Поэтому вопросов о правомерности их деятельности пока возникать не должно. Но механизм работы коллекторов, а также причину востребованности таких услуг, раскрыть следует.

После многочисленных споров относительно надобности / ненадобности такой деятельности в России, во властных кругах смогли прийти к общему знаменателю. Коллекторская деятельность нужна в любой стране, где предусмотрена финансово-кредитная сфера, и РФ в этом отношении не стала исключением.

Только в нашем случае деятельность по взысканию долгов требовала серьезного пересмотра — в организационной и нормативной частях. Именно поэтому было решено не запрещать работу долговых агентств, при условии, что будет назначен внешний регулятор, а в профильное законодательство будут внесены необходимые поправки. Общайся на форумах, пиши статьи и получай деньги.

Кто такие коллекторы

Деятельность по взысканию долгов имеет длительную историю, зародилась которая в середине ХХ века в Европе. В России она бурно начала развиваться примерно в начале «нулевых» годов. От первоначального вида при этом осталось только итоговое назначение — сделать так, чтобы заемщик платил. Все остальное, в том числе и используемые методы работы не имели ничего общего с первоисточником.

Изначально термин «коллектор» подразумевал деятельность специалиста, имеющего соответствующее образование (юридическое / экономическое) и солидный стаж практической работы. Его основной задачей является поиск решения погашения просроченной задолженности. Делается это посредством разработки одного или нескольких вариантов, из которых клиент может выбрать для себя наиболее подходящий.

То есть, речь, в первую очередь, идет о профессионале, призванном помогать найти выход из сложной ситуации. Естественно, что методы общения и взаимодействия с клиентом не должны выходить за рамки закона и общепринятой этики. Именно такой специалист имеет право называться профессиональным коллектором.

Если же говорить о таких организациях в контексте РФ, то, к сожалению, здесь пока больше несоответствий установленным нормам. Наверное, не стоит лишний раз упоминать о многочисленных уголовных преступлениях, совершенных работниками долговых агентств за последние несколько лет. Такой информации (правдивой и не совсем) достаточно в сети, и при желании с ней может ознакомиться каждый желающий. Проще всего дать стандартное описание среднестатистического работника совершенно условной долговой фирмы:

  • отсутствие какого-либо образования в принципе
  • отсутствие стажа работы — на вакантные позиции принимаются граждане, никогда до этого нигде не работавшие
  • незнание законодательной базы
  • неумение вести переговоры

Достаточно бегло пробежаться по открытым вакансиям любого коллекторского агентства, чтобы убедиться в актуальности приведенного списка. Достаточно иметь желание работать в данной сфере, и даже криминальное прошлое не станет преградой для трудоустройства. Более того, примеров того, что взысканием долгов занимались ранее судимые граждане — масса.

Следовательно, на вопрос » кто такие коллекторы», ответ всегда будет одним и тем же — это сотрудники фирм, основной задачей которых является вынуждение клиента платить по счетам. Ни к одной из ветвей власти такие организации не относятся. Дело в том, коллекторы очень часто относят себя к «специализированным досудебным организациям». Это все фикция, так как ни к судебной, ни к любой другой ветви власти они не имеют никакого отношения.

Как работают коллекторы

Работники долговых фирм делятся на две основные категории: операторы телефонного взыскания, и сотрудник выездного взаимодействия с неплательщиками. Есть примеры, когда один человек совмещает указанные позиции, но это скорее исключение, чем правило. Более того, в некоторых коллекторских агентствах выездное взыскание и вовсе отсутствует. Причин здесь может быть несколько:

  • отсутствие соответствующей штатной единицы в организационном уставе
  • невозможность заполнить вакантную позицию — даже обещанное крупное вознаграждение не будет гарантировать наличие желающих

Если даже выездное взыскание не предусмотрено в принципе, в работе с клиентом сотрудники агентства все равно будут грозить визитом выездной бригады, мобильной группы и т.д. Это одно из наиболее часто допускаемых нарушений. Угрозы клиенту, даже в завуалированной форме — не допускается. А здесь мы имеем дело ни с чем иным, как с самой настоящей прямой угрозой. Следовательно, первый и самый применяемый инструмент — это угроза.

Метод 1 — угрозы

В отличие от полностью профессиональных игроков, многочисленные коллекторские агентства и долговые фирмы не утруждают себя длительным подбором штата сотрудников. Как уже было отмечено, каких-либо требований к квалификации — нет. Поэтому ставить перед такими сотрудниками какие-то факультативные задачи не представляется возможным. Главное требование — вынудить клиента платить. Естественно, что проще всего достичь результата путем запугивания.

Если клиент будет психологически сломлен, он, скорее всего, намного быстрее найдет средства для погашения задолженности. Помимо угроз физической расправы или порчей имущества клиента (что уже само по себе образует состав преступления) существует еще ряд типовых угроз, которыми коллекторы пользуются до сих пор. К ним относятся:

  • уголовное наказание — достаточно внимательно изучить диспозицию статьи 177 УК РФ, в которой говорится, во-первых, о злостном уклонении, во-вторых, о сумме долга, превышающем 2 250 000 рублей
  • выезд мобильной группы — даже если выезд осуществиться, то это будет не группа, а 1-2 человека, статус которых ничем не отличается от статуса самого обычного гражданина
  • конфискация имущества — данные действия возможны только по решению суда и совершать их могут только сотрудники ФССП
  • обращение в суд — теоретически это возможно, но на практике коллекторские агентства крайне редко идут на такой шаг

Помимо этого сотрудники долговых служб могут грозить совершением и других действий, но в 90% это просто слова. Необходимо понимать, что на другом конце провода сидит обычная девушка или молодой человек, не до конца понимающих значение своих слов. Примеров этому опять же множество. Чего стоит только один из них — когда необдуманные слова начинающего коллектора послужили причиной эвакуации целого военного училища. Конечно, этот человек понес соответствующее наказание.

Метод 2 — звонки

Если в долговое агентство поступила информация о неплательщике, то в ближайшее время его телефону не будет покоя. Банки и МФО передают контакты должника, по которым в течение дня будет звонить целый операторский отдел. Число номеров может доходить до 20 и более. Пока не будет достигнута договоренность о внесении необходимого платежа, звонки на телефон клиента будут продолжаться.

Конечно, можно использовать функцию блокировки выбранных телефонных номеров, но это не очень эффективно, так как все контакты в любом случае не получится заблокировать. Проще всего поговорить с оператором и выслушать его точку зрения. Раз он позвонил клиенту, то, скорее всего, у последнего возникла просрочка по кредиту. Для того, чтобы избежать дальнейшего «телефонного террора», лучше всего выяснить все вопросы сразу.

Сегодня такой метод хоть и попал под ограничение, но пока этот инструмент не работает так, как это планировал законодатель. Звонки могут продолжаться весь день, что еще раз подчеркивает неспособность большинства коллекторских агентств работать в рамках правового поля.

Существенным нарушением так же являются и звонки третьим лицам, никак не относящимся к договору клиента с банком. Независимо от того, каким образом номер родственника или знакомого клиенту человека появился в базе долговой службы, ее сотрудники фактически имеют право по нему звонить, но не имею права требовать информацию о клиенте. Более того, родственник / знакомый клиента всегда может проигнорировать либо прервать такую не желательную беседу.

Метод 3 — ввод в заблуждение

Еще один способ воздействия, часто используемый сотрудниками коллекторских агентств. Они пользуются юридической неграмотностью населения, что в большинстве случаев гарантирует необходимый результат. Всевозможные объедения долговых фирм, внутренние должностные позиции (инспектор / специалист по юридическому сопровождению) и так далее, не более, чем пыль в глаза. Такие меры придают деятельности долю официальности, что должно повлиять на потенциальных клиентов.

Выше говорилось, что сотрудники таких служб не обладают никакими полномочиями. Они используют свое право на совершение звонков и на личные встречи с клиентами, в рамках которых используются дополнительные меры воздействия, одним из которых является ввод человека в заблуждение. Следовательно, о коллекторах полезно будет знать следующее:

  • независимо от наименования штатной единицы (комиссар / инспекторы / агент) они не обладают никакими властными полномочиями
  • наименование агентства не должно содержать термины и аббревиатуры, так или иначе относящиеся к любому государственному или муниципальному органу
  • не допускается информирование клиента от имени государственных органов — о любом законном решении клиент извещается только самим органом, принявшим таковое

Помимо этого не следует обращать внимание на предупреждении о начислении штрафов и о росте кредитной задолженности. Коллекторские агентства не являются игроками кредитного рынка, поэтому не имеют права ни выдавать кредиты, ни начислять какие-либо проценты на суммы задолженности. О всех движениях по договору необходимо уточнять непосредственно у своего кредитора.

Метод 4 — личные встречи

Несмотря на то, что такой способ взаимодействия с клиентом постепенно себя изживает, некоторые фирмы считают его наиболее эффективным. И на самом деле, когда перед психологически сломленным должником возникает реальный сотрудник долговой службы, эффект достигается намного быстрее. Поэтому на такие позиции организации предпочитают брать физически крепких и уверенных в себе молодых людей: бывших / действующих спортсменов, недавно вернувшихся со службы в вооруженных силах, и так далее.

И главное здесь не образование или опыт работы по такому направлению, а способность внушить клиенту уверенность в том, что лучше всего не задерживаться с выплатами. Именно визуальная составляющая играет здесь ключевую роль. Но должники и в этом отношении защищены законодательно. Они имеют право:

  • не идти на личный контакт — не отвечать на телефонные звонки, не открывать двери, не пускать в подъезд
  • требовать копию агентского договора или любого другого документа, подтверждающего, что прибывший коллектор действует от имени конкретного коллекторского агентства, которое, в свою очередь, действует по договоренности с конкретной кредитной организацией
  • вызывать сотрудников правоохранительных органов, если возникают опасения применения неправомерных действий со стороны работника коллекторского агентства

Так же можно требовать предоставить и документы удостоверяющие личность, но это малоэффективно. Учитывая, что клиент и коллектор в гражданском плане совершенно равны в правах, он (коллектор) вполне может отказать в предоставлении личных документов. А вот документы, подтверждающие его работу на основании договоренности с банком, он предоставить будет обязан.

Причина передачи данных коллекторам

Некоторые заемщики совершенно ошибочно полагают, что в случае нарушения соглашения, банк передает в сторонние организации сам кредитный договор. На самом деле передаются только основные данные: контакты заемщика, его паспортные данные, платежные реквизиты, текущая информация по договору, контакты третьих лиц. Сам кредитный договор никуда не девается — он будет храниться при банке еще в течение 3-5 лет после прекращения его (договора) действия.

Причина передачи информации коллекторам единственная — в случае нарушения заемщиком условий соглашения. Данное нарушение выражается в отсутствии выплат по договору. После непродолжительных попыток исправить ситуацию самостоятельно, кредитная организация, скорее всего, обратиться в специализированную организацию.

Подобное происходит не только в случае отсутствия собственной службы / отдела взыскания. Такие подразделения в банках есть. Просто реально заниматься проблемным должником целесообразно на ранних стадиях. Если эта работа не дает результатов, после нее информация будет передана сторонней организации, которая занимается такой деятельностью на профессиональном уровне.

Следовательно, просто так и без причины информацию по делу банк не станет никуда передавать. В 99,9% случаев в этом вина самого заемщика, который не позаботился об исполнении взятых на себя обязательств. И лишь в исключительных случаях, к примеру, из-за ошибки сотрудника банка, информация может быть передана в специализированную организацию.

Поэтому не следует удивляться, что при длительной просрочке с вами рано или поздно свяжется представитель коллекторского агентства. В этом нет ничего удивительного – банк может быть не в состоянии самостоятельно заниматься проблемным клиентом, поэтому он и доверяет эту работу профильной организации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *